Я всех ненавижу, или как победить раздражительность

Из записной книжки психолога:

«Пациентка Ирина, 34 года, работает в частной компании. Жалуется на повышенную раздражительность, неспособность контролировать свои эмоции и агрессивное поведение в конфликтных ситуациях. Рассказывает, что в последний год ее темперамент стал причиной серьезных проблем в личной жизни. Приводит примеры, когда она начинала скандалить и оскорблять своего мужа по пустякам, а также, находясь за рулем, агрессивно реагировала на других водителей, создавая опасные ситуации. Выражает желание перебороть свою раздражительность и научиться сдерживать себя».

Раздражительностью называют эмоциональное состояние, характеризующееся повышенной чувствительностью к любым внешним факторам и низким порогом терпимости к ним.

Она может проявляться в виде негативных эмоций – гнева, обиды, ревности, зависти, а также агрессивным поведением, направленным на себя или окружающих. Причиной раздражительности могут послужить разные факторы, среди которых чаще всего встречаются стресс, усталость, болезнь, гормональные изменения, психологические травмы. Любые виды раздражительности негативно влияют на качество жизни человека, отношения с другими людьми, а также социальную адаптацию.

Давайте проанализируем причины раздражительности и агрессии с точки зрения психологии и посмотрим, с помощью каких способов возможна ее коррекция.

В психологии считается, что раздражительность и агрессия могут быть рассмотрены как проявления фрустрации – состояния психического напряжения, возникающего при невозможности достичь желаемого результата или удовлетворить какую-либо потребность. Фрустрация возникает из-за внешних или внутренних препятствий. Внешними называют факторы окружающей среды или поведение других людей, а внутренними – особенности личности или психического состояния человека, которые затрудняет его самоконтроль.

При возникновении фрустрации человек может пытаться преодолеть препятствие, изменить свою цель, адаптироваться к ситуации или отвлечься от нее. Это называется конструктивной реакцией. Однако, если он не может или не хочет использовать такие способы, он прибегает к деструктивным методам, таким как изоляция, агрессия и регрессия (регрессия – это способ защиты, когда психика прибегает к возврату в детское состояние с целью понижения тревоги или разрешения конфликта). К сожалению, все это не решает проблему, а только усугубляют ее, приводя к дальнейшему накоплению напряжения и конфликтам.

В случае вышеупомянутой клиентки, мы можем предположить, что она испытывает фрустрацию из-за различных причин. Скорее всего, она не удовлетворена своей работой, семейными отношениями или образом жизни, а также испытывает трудности в общении с другими людьми, при этом завышая требования к себе и окружающим. Все эти факторы могут создавать для нее внутренние и внешние препятствия, которые мешают достигать желаемого и удовлетворять свои потребности.

Таким образом, психологический анализ показывает, что она страдает от фрустрации и использует деструктивные способы ее снятия. Это приводит к раздражительности и агрессии, которые негативно отражаются на ее жизни.

Но при этом холерический темперамент дает массу преимуществ, таких как способность быстро принимать решения, действовать смело и достигать поставленных целей. Однако он также создает и много проблем – конфликты с окружающими, стресс и негативные эмоции. Вот почему так важно научиться контролировать не только темперамент, но и управлять своими эмоциями.

Давайте рассмотрим несколько рекомендаций, которые, как я надеюсь, помогут вам справиться с раздражительностью:

Не стоит подавлять или игнорировать свой гнев, так как это может только усугубить ситуацию. Вместо этого попытайтесь понять, что вызывает его и почему возникает такая реакция. Это помогает анализировать поведение и находить более адекватные способы реагировать.

В ситуациях, когда раздражительность на всё и вся овладевает вами, нужно постараться найти в себе силы отвлечься от неприятной ситуации. Если вы чувствуете, что не можете сдержать свой гнев, попытайтесь отойти от источника конфликта или переключить свое внимание на что-то другое.

Умейте выражать свой гнев конструктивно! Не накапливайте его в себе, так как это может привести к взрыву или депрессии и не высказывайте накопившийся негатив в агрессивной или оскорбительной форме, поскольку это навредит не только вам, но и другим людям. Вместо этого попытайтесь выразить его честно – скажите другому человеку, что именно вас разозлило и почему, но не обвиняйте его. Попытайтесь договориться о решении проблемы или компромиссе.

Ищите положительные стороны в любой ситуации. Когда вы злитесь, вы склонны видеть все в черном свете и фокусироваться только на негативных аспектах. Поэтому важно научиться видеть положительные стороны и не забывать извлекать из произошедшего уроки.

Отказывайтесь от предварительного подробного планирования. Часто причиной приступов злости, недовольства, раздражения и агрессии являются неоправданные ожидания или ситуации, в которых происходящее выходит из-под контроля. Будьте готовы к тому, что не все может идти по вашему сценарию, и учитесь адаптироваться к обстоятельствам.

Навык управления собственной раздражительностью – это приоритетный аспект психологического здоровья и общего благополучия. Для того чтобы искоренить в себе гнев и агрессию, важно распознать возникающие эмоции и выявить источники раздражения. Также следует обратить внимание на свои потребности, разумно расставить приоритеты и предоставить себе время для отдыха и восстановления.

Сделав шаг к позитивным изменениям, вы непременно сможете построить более гармоничные и добрые отношения с собой и окружающими.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.