Когда я работал школьным психологом то, к своему удивлению, обнаружил, что в наши дни, так называемый «буллинг» является наиболее острым вопросом. Причем за десять лет до этого мы в принципе не сталкивались ни с чем подобным.
Почему же так сильно изменились наши дети? Что повлияло на возросшую жестокость и стремление обидеть и унизить более слабого?
Запугивание – это форма агрессивного поведения, которое является преднамеренным, повторяющимся и связано с дисбалансом власти между агрессором и жертвой. Это может принимать различные формы, такие как физическое, словесное или общественное издевательство, и может иметь пагубные последствия для психического здоровья и благополучия детей, которые с ним сталкиваются. Поэтому крайне важно предпринять шаги для предотвращения и искоренения издевательств в школах.
Создание безопасной и благоприятной среды в школе – первый шаг к искоренению издевательств. Этого можно достичь, воспитывая культуру уважения, сочувствия и доброты. Школьная администрация должна позаботиться о том, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и в безопасности, поощрять не таиться, а говорить, если над ними было совершенно насилие, или же они были свидетелями чего-то подобного над другими. Данная проблема решается через поощрение позитивного поведения, наличия четких требований и правил, а также политики абсолютной нетерпимости к любым формам насилия.
В случае если кто-то совершил подобное деяние, администрация должна быть готова к тому, что этот человек станет объектом пристального внимания и наблюдения, причем не только со стороны учителей, но и со стороны общественности. Не надо бояться быть честным и откровенным с людьми. В некоторых случаях школьная администрация обязана сообщать о происшествии в полицию.
Надо понимать, что дети – это не только «материал», но и личности, имеющие право на саморазвитие, уважение и свободу выбора. Ведь «хороший ребенок» – это тот, кто не боится трудностей и умеет их преодолевать. Родители должны помочь ему стать сильным, чтобы он мог жить и развиваться в сложных условиях современного мира.
Информирование учащихся, учителей и родителей о травле необходимо прежде всего для ее предотвращения. Школьникам надо рассказывать о буллинге и его влиянии на сверстников, а также о том, как уважительно и с пониманием относиться к другим. Учителя должны быть обучены выявлять подобные случаи и вмешиваться в них, а родители знать, как поддержать своих детей, если они подвергаются издевательствам или напротив, сами действуют как хулиганы.
Активное вмешательство сторонних наблюдателей – это когда человек предпринимает действия, чтобы остановить или предотвратить насилие. К сожалению, в нашем обществе принято считать, что это нехорошо. И что вмешиваться в чужое дело – плохо, неправильно. Но это, конечно, не так. Поощрение активного участия всего коллектива может быть эффективным способом избавиться от буллинга в школе. С учащимися надо говорить о том, как важно защищать своих сверстников, когда они становятся свидетелями насилия и о том, как делать это безопасно и эффективно. Ну а в том случае, когда ребенок не знает, куда сообщить о жестоком обращении, родители обязаны провести с ним доверительный разговор о необходимости звонка в службу экстренной помощи или полицию.
Предоставление поддержки как жертвам, так и преступникам имеет решающее значение для искоренения издевательств в школе. Пострадавшим детям надо предлагать консультации и поддержку, чтобы помочь им справиться с последствиями психологической травмы. Правонарушителям также надо помогать работать над своим поведением, чтобы изменить его, поняв всю серьезность ситуации. Это могут быть занятия по управлению гневом, обучение разрешению конфликтов и другие формы поддержки.
Если вы заметили, что ваш ребенок стал замкнутым, агрессивным, потерял интерес к учебе и не знает, как себя вести, то вам стоит обратиться к профильному специалисту.
Чтобы решить проблему школьного буллинга нужна определенная система, которая поможет не только детям, но и родителям. Только сообща можно создать школьную среду, свободную от издевательств и дающую благоприятную почву для развития. Как психолог, я надеюсь, что эти стратегии будут реализованы в школах по всей стране, чтобы помочь искоренить травлю и продвигать культуру доброты и уважения.